В начало

 

 

 

Пресса

< назад на список статей

Премьер-курьер

Boney М: «Мы – часть России»

Ничто не вечно под луной, в том числе и наши пристрастия. Поэтому, рассматривая старые фото и слушая старые записи, мы не устаем удивляться: неужели это могло мне когда-то нравиться? Однако есть в дизайне и легкой музыке неразгаданный социологами феномен. Некоторые «мелочи» ухитряются не только пережить отведенное им время, но и стать предметом вдохновения для следующих поколений. Превратившись однажды в символ эпохи, какой-нибудь пиджак с ватными плечами или незатейливая мелодия возвращаются к жизни вновь и вновь, становясь символами новых эпох.

Группа Бони М К одному из таких феноменов относятся песни и композиции, написанные Франком ФАРИАНОМ для группы «БОНИ М». Перечислить всех молодых исполнителей и все группы, которые начинали свою карьеру с их перепевок, невозможно. Что же касается самой группы «Бони М», то за четверть века существования она распродала по миру более 110 миллионов дисков, что уже само по себе – невероятно.

   Теперь «БОНИ М» принято называть «легендой» и «пионерами» евродиско. Но когда они впервые вышли на эстраду, предположить, что экзотический квартет задержится на пьедестале популярности два с половиной десятилетия, было, разумеется, невозможно.

   К слову, в Америке «Бони М» никогда не поднималась выше 40-ого места в хитпарадах. А вот западноевропейский слушатель второй половины 70-х – начала 80-х годов в них души не чаял. Группа восемь раз возглавляла сингловые чарты многих стран и трижды водружала на высшую ступень популярности свои альбомы.

   Сногсшибательного успеха «Бони М» добились и в странах Восточной Европы, особенно в СССР, куда они заглянули в числе первых западных групп.

   Сборники лучших вещей «Бони М», их рождественские альбомы, ремиксы и мегамиксы не исчезают с прилавка и раскупаются подчистую. И хотя Франк Фариан, с которого началась эта триумфальная эпопея, давно уже работает с более молодыми исполнителями, «Бони М» продолжают гастролировать и сниматься для телевидения аж в трех составах. Главным – официальным – среди них считается тот, что возглавляет Лиз МИТЧЕЛ. В своё время Фариан заметил, что в группе можно безболезненно заменить всех участников, но только не Лиз. А я бы добавила: не будь самого Фариана, не было бы и никакой «легенды».


 

ПОЮЩИЙ ПОВАР

   Сын рабочего кожевенной фабрики, погибшего на войне, и солистки церковного хора, Франц Ройтер (Franz Reuter), позже взявший псевдоним Франк Фариан (Frank Farian), родился 18 июля 1942 года в Саарбрюкене. По соседству с городом находилось несколько американских военных баз, чьи обитатели представляли для Франца особый интерес. Дело в том, что еще подростком он влюбился в «черную» американскую поп-музыку и, по собственным его словам, буквально заслушивался ею.

   Разумеется, Франц мечтал стать профессиональным музыкантом. Но у матери не было средств, чтобы дать ему образование. Поэтому начинать жизненный путь будущему композитору, певцу и продюсеру пришлось с обретения стабильной профессии. Он получил диплом повара и встал у ресторанной плиты. Параллельно Франц продолжал работать над своим голосом и, пытаясь имитировать популярные американские соул-хиты, начал выступать в маленьких клубах, где тусовались американские солдаты. Эта публика настолько полюбила молодого вокалиста, что в начале 60-х он совсем осмелел и решился собрать собственную группу.

   Бэнд, назвавший себя «FRANKIE FARIAN AND THE SHADOWS», быстро раскрутился в родном городе. И, хотя границ Саарбрюкена популярность коллектива так и не переросла, Фариан не сдался. В начале 70-х он занялся продюсерством. А тем временем балладный проамериканский стиль, в котором он числился экспертом, вошел в моду и стал, наконец, приносить плоды. Две песни Фариана – «Dana My Love» (1972) и особенно «Rocky» (1976), которая возглавила национальный хит-парад Западной Германии, вошли в золотой фонд немецкой англоязычной поп-музыки. Когда появился диско, наступила очередь и грандиозных проектов, принесших Фариану истинную славу. Первым из них стал «Бони М».


 

БОНИ, ТЫ КТО?

   Поначалу никаких масштабных планов у Фариана не было. Им двигал обыкновенный расчет молодого продюсера, который только что написал симпатичную композицию («Baby Do Ya Wanna Bump?»), выпустил ее на сингле с собственным вокалом и хотел закрепить успех на гастролях и телевидении. Обзвонив ряд артистических агентств, Франк наскоро собрал группу темнокожих музыкантов – эмигрантов из стран Карибского бассейна, большинство из которых неплохо пели.

   Откуда Фариан взял столь странное название для группы? Очень просто. Будучи страстным поклонником австралийского криминального телесериала о бравом полицейском Бони, Франк прибавил к имени любимого киногероя букву «М» – получилось достаточно звучно, немного таинственно и вполне пригодно к употреблению.

   В первый состав «Бони М» вошли: Майзи Уиллиамс (Maizie Williams), чья семья когда-то эмигрировала с карибского островка Монсеррат сначала в Лондон (где Майзи стала моделью и даже выиграла титул «Мисс Темнокожая Красавица»), а потом в Германию; Шейла Бонник (Sheila Bonnick); девушка по имени Натали и африканец Майк. В основном, они служили Франку танцевальной массовкой, присутствовали на пресс-конференциях и немного подпевали на заднем плане. Затем к ним добавилась Клаудия Бэрри (Claudja Barry), которую вскоре заменила девушка с Ямайки Лиз Митчелл (Liz Mitchell) – подруга Майзи, чей сильный голос стал визитной карточкой группы. Лиз была профессиональной певицей хорошего класса (первый успех пришел к ней после съемок в знаменитом английском мюзикле «Hair») и с её приходом начался настоящий успех группы.

   В июле 1976 года второй состав «Бони М», который принято называть «оригинальным», а именно: Лиз Митчелл, Майзи Уиллиамс, еще одна эмигрантка из Ямайки Марсия Барретт (Marcia Barret) и уроженец карибского острова Аруба Бобби Фаррелл (Bobby Farrell), который небезуспешно работал танцором и ди-джеем в одном из голландских клубов, впервые исполнил в эфире телевизионного шоу «Musikladen» композицию «Daddy Cool». Через месяц композиция возглавила немецкие чарты и попала в первую десятку хитов в Англии. Затем песня «Sunny» «сделала дубль», заняв 1-е место в Германии и Великобритании. Того же успеха удостоилась и «Ma Baker». Далее последовали «Rivers Of Babylon/Brown Girl In The Ring», «Rasputin», «Belfast», «Mary's Boy Child», «Painter Man», «Hooray! It's A Holi-Holiday», которые, вместе со своими альбомами, либо повторяли этот успех, либо, по крайней мере, подолгу не выходили из первой десятки в большинстве европейских стран.


 

РАССТАТЬСЯ И ОСТАТЬСЯ

   Но любому, даже очень удачному творческому сотрудничеству, приходит когда-то конец. В 1982 году Бобби Фаррелла заменил Реджи Цибое (Reggie Tsiboe) из Ганы, отнюдь не новичок в музыкальном бизнесе. На его счету уже был успех в мюзикле «Hair» и в рок-опере «Jesus Christus Superstar». Кроме того, Цибое проявил себя как талантливый продюсер и автор. В 1985 году, специально для записи альбома «Eye Dance», Фаррелл вернулся в группу, правда, не на долго. В 1986 году группа официально распалась.

   Франк Фариан в это время уже вел другие проекты. В частности, достаточно популярные в Европе и Америке «ERUPTION» (помните их «One Way Ticket» и «I Can't Stand The Rain»?), а также «LA MAMA», которая в 1983 году выпустила свой единственный альбом «Voulez Vous Couchez...». Кроме того, Франк записал в студии знаменитейшую вещь Стиви Уандера (Stiv Wander) «I Just Call To Say I Love You» (1984), работал с TOTO, MILLI VANILLI и др. За последние десять лет все его протеже в совокупности выпустили 18 «платиновых» и 15 «золотых» альбомов, которые были проданы по миру в умопомрачительном количестве – около 150 миллионов экземпляров.

   Что же касается «Бони М», то формальный распад вовсе не означал для группы разрыв навсегда. Практически каждый год участники оригинального состава собираются вместе, чтобы выступить на концертах и сделать записи ремиксов своих классических вещей. При этом, как я уже говорила, в данное время существует три состава, в которых новые исполнители группируются вокруг трех фигур из оригинального «Бони М»: Лиз Митчелл, Бобби Фаррела и Майзи Уиллиамс. Золотая формула – «Три девчонки – один я» – сохраняется везде.

   В «официальном» «Бони М», который приедет на «русские гастроли» в Германию, «священный» голос Лиз Митчелл оберегают Патрисия Фостер (Patricia Foster), Кэрол Грэй (Karol Gray) и Тони Эшкрофт (Tony Ashkroft).


 

ПОКОРЕНИЕ РОССИЕЙ

   В прошлом году, на пресс-конференции по поводу очередных гастролей официального «Бони М» в Москве, участников группы спросили: что значит для них Россия?

   – Мы считаем себя её частью, – ответила Лиз Митчелл. – С тех пор, как в 78-м мы впервые побывали в СССР по приглашению Леонида Брежнева, у нас сложилась добрая традиция: два-три раза в год обязательно гастролировать в России. Нас встречают здесь с той особенной теплотой, которая свойственна лишь русским людям...

   «Стоило «Бони М» появиться на сцене Государственного Кремлевского Дворца, как зал, ликуя, встал, – сообщала в своей рецензии московская газета. – Люди хором в несколько тысяч голосов подпевали вечные шлягеры, на которых выросло целое поколение, навсегда оставшееся благодарным группе с магическим названием «Бони М»

   Одной из наиболее известных (а в СССР и скандальных) вещей группы является композиция «Rasputin». По мнению Лиз Митчелл, Григорий Распутин – «этот полный огня русский мужик – очень экстравагантная часть российской истории». «Меня привлекает в нем мощь, – говорит она, – во всех проявлениях, не только сексуальная. По-моему, он был, очаровательным мужчиной. Не зря же ему удалось охмурить царицу и войти в доверие к царской семьи. Кроме того, он, как мне кажется, обладал незаурядной интеллектуальной, энергетической и даже, если хотите, духовной силой».

   Несмотря на все перечисленные достоинства пресловутого «Гришки», спеть про него во время первых гастролей в СССР «Бони М» не удалось. Исключение «Распутина» из репертуара было одним из условий, которые поставили группе «музыковеды в штатском». Но, если не считать знакомства с цензурой и КГБ, от поездки у Лиз остались самые приятные воспоминания:

   – Советские власти были необычайно милы, включая членов правительства. Я даже предполагаю, что Брежнев, словно царевна, прятался за занавеской и украдкой наблюдал за нашим выступлением, – говорит она.

   Особенно тронуло певицу то, что на первом концерте «Бони М» в Москве весело приплясывала целая плеяда ветеранов войны и труда. «Они радовались, как малые дети, – вспоминает Лиз. – От публики нас отделяло деревянное заграждение. Я влезла на него и начала «заводить» зал. И это удалось! Публика ничем не отличалась от западной. Разве что средний возраст зрителей был куда солидней...»

   В числе самых неизгладимых впечатлений от знакомства с «Советами», после прогулки по Красной площади и игры в снежки (дело было в декабре), Лиз называет вечеринку в компании отважных авиаторов.

   – Мы выступали перед лётчиками, – рассказывает Лиз. – После концерта один военный начальник дал в нашу честь банкет. Там было сорок мужиков, а нас – три девушки. Хозяева были очень приветливы и сказали, что сейчас каждый из них по очереди будет с нами чокаться. А в бокалах – только водка и коньяк! В итоге моему бедному мужу (менеджеру «Бони М» Томасу Пэмбертону (Tomas Pamberton – Ред.) пришлось отдуваться: он чокнулся и выпил со всеми и под конец двумя руками хватался за стену. Но было очень весело!»...

   Короче говоря, из России «Бони М» вернулись с любовью. В том числе, и к русской песне. С тех пор в их репертуаре неизменно присутствует «Из-за острова на стрежень», которая в англоязычном варианте называется «The Carneval is Over»...


 

БАБУШКА И ПОМИДОРЫ

   Современные «ди-джеи», микширующие из песен «Бони М» собственные хауз-композиции, часто записывают группу в свои «бабушки». Лиз Митчелл это очень нравится. Она говорит, что её «перехлёстывают чувства» по отношению к «внукам»: «К тому, что я испытываю, даже нельзя применить слово «сильный». Лучше сказать «энергетически заряженный».

   В чем секрет невероятного воздействия композиций и песен Франка Фариана и магия исполнения Лиз, не скажет вам даже самый тонкий специалист. Но факт остается фактом. Кто-то считает «Бони М» лучшим лекарством от скуки. Кто-то – лучшей приправой к дискотечному коктейлю. А московский поэт-интеллектуал Сергей Преображенский, немного ерничая, заявил, что «Бони М» является «лучшим средством от простуды».

   Не знаю, назовут ли когда-нибудь астрономы именем группы новорожденную звезду – всякое бывает. Но, как минимум, селекционеры её уже увековечили. «Сорт томатов «Бони-М» – низкорослый, штамбовый, – говорится в описании. – Устойчив к неблагоприятным погодным условиям. Пригоден для цельноплодного консервирования. Особенно хорош – в свежем виде».

 

< назад на список статей




Знакомства для взрослых

copyright © 2003 Alexander Panov CD Plus Studio